Скрининг и диагностика нарушений слуха у детей раннего возраста

Скрининг слуха или аудиологический скрининг является единственным и эффективным методом выявления нарушений слуха у новорожденных и детей раннего возраста. Проводится с помощью субъективных и объективных аудиологических тестов и использованием систем регистрации вызванной отоакустической эмиссии (далее — ВОАЭ).

Цели и задачи скрининга и диагностики нарушений слуха у детей раннего возраста

Скрининг нарушений слуха применяется с целью своевременного выявления патологий органов слуха у детей раннего возраста.
Задачами скрининга слуха (аудиологического скрининга) у детей раннего возраста являются:
1) раннее выявление патологий и нарушений слуха у детей, начиная с периода новорожденности;
2) направление детей с риском нарушений слуховой функции в сурдологические кабинеты (центры) для углубленного обследования и оказания лечебной помощи;
3) направление детей с риском нарушений слуховой функции в психолого-медико-педагогические консультации для углубленного обследования и решения вопросов коррекционно-развивающего обучения;
4) оказание консультативной помощи родителям по вопросам лечения, обучения и воспитания детей с нарушением слуха;
5) учет обследованных детей для создания банка данных о больных с нарушением слуха и их потребностей в слухопротезировании, кохлеарной имплантации и слухоречевой реабилитации.

Скрининг слуха детей раннего возраста проводится в организациях первичной медико-санитарной помощи (далее — ПМСП) в следующие сроки:
1) детям в возрасте до 1 года — ежеквартально;
2) детям до 3 лет — 2 раза в год, независимо от результатов предыдущего скрининга.
11. Скрининг слуха (аудиологический скрининг) у детей раннего возраста проводится медицинским работником кабинета здорового ребенка организации ПМСП.
12. Скрининг слуха детей раннего возраста включает в себя: сбор анамнеза, выяснение факторов риска по тугоухости и глухоте, заполнение анкеты-вопросника и объективный аудиологический скрининг методом ВОАЭ.
13. Медицинский работник кабинета здорового ребенка и участковый педиатр учреждений ПМСП должны сопоставить результаты скринингового обследования и показания на углубленное аудиологическое обследование.
14. Показаниями для направления ребенка на углубленное обследование слуха являются:
1) наличие основных факторов риска по тугоухости (нарушение слуха у ближайших родственников, инфекционные и вирусные заболевания матери в период беременности, гипербилирубинемия с содержанием билирубина более 20 ммоль/л, вес при рождении менее 1500 граммов, патология челюстно-лицевого скелета);
2) реакция на звуки отсутствует, реакция неустойчивая или реакция только на громкие звуки;
3) реакция на имя отсутствует или неустойчивая (то есть, то нет) или появилась поздно;
4) лепет отсутствует или монотонный, бедный, после 6 месяцев не появляются новые согласные;
5) первые слова появляются после 2 лет, первые фразы — после 2,5 лет (характерно при небольших и средних потерях слуха);
6) плохо понимает обращенные просьбы;
7) сопровождение речи жестом облегчает ее понимание;
8) ребенок часто переспрашивает;
9) при обращении старается смотреть на лицо говорящего, так как это облегчает понимание речи.
15. При наличии показаний (выявление факторов риска, результатов аудиологического скрининга «НЕ ПРОШЕЛ») новорожденный направляется в региональный или республиканский сурдологический кабинет для проведения углубленного аудиологического обследования с целью подтверждения снижения слуха и определения его характера и степени.
16. Результаты скрининга слуха детей раннего возраста должны быть отражены в истории развития ребенка и ведомственной статистической отчетности (форма № 31).
17. При подтверждении снижения слуха ребенок берется на диспансерный учет в организации ПМСП и региональном сурдологическом кабинете с целью оказания ему своевременной и адекватной медицинской помощи (консервативное лечение, слухопротезирование, кохлеарная имплантация) и слухоречевая реабилитация.
18. Углубленное аудиологическое обследование ребенка должно включать в себя акустическую импендансометрию, объективную аудиометрию, основанную на регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов и регистрацию отоакустической эмиссии.
19. Ребенок с нарушенной слуховой функцией обязательно должен быть направлен в территориальную психолого-медико-педагогическую консультацию для определения адекватных условий слухоречевой реабилитации.
20. Наличие сопутствующих психоневрологических нарушений является дополнительным основанием для проведения комплексного обследования слуха объективными и субъективными методами.